24.09.2024 15:47
Консультации.
Просмотров всего: 4793; сегодня: 1.

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа готового бизнеса представляет сбой сложный и порой длительный процесс, требующий четкой стратегии и профессионального подхода. Решение о продаже предприниматель принимает по разным причинам. И дело не всегда в низкой рентабельности предприятия. Хотя покупатели в первую очередь подозревают именно эту причину и стараются не переплатить. Задача продавца – обосновать цену и продать активы с выгодой.

Этапы продажи бизнеса

1. Предпродажная подготовка

2. Поиск покупателей

3. Переговоры с покупателем

4. Сопровождение сделки

1. Предпродажная подготовка помогает правильно оценить стоимость, обеспечить процедуру необходимыми документами и увеличивает шансы на выгодную реализацию.

Она включает в себя:

- Внутренний аудит, который поможет определить реальную рыночную стоимость бизнеса, учитывая его финансовые показатели, активы (материальные и нематериальные), рентабельность, репутацию и конкурентоспособность. Стоит помнить, что к активам относятся не только оборудование, помещение и другое имущество, но и объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, логотип, сайт, аккаунты в соцсетях, клиентская база, контакты поставщиков и пр.).

Для корректной оценки стоимости бизнеса используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный.

- Сбор документов, подтверждающих право собственности на бизнес, финансовую отчетность, договоры, лицензии, сертификаты. Информация потребуется минимум за полгода-год. Документы должны отражать оборот, чистую прибыль, расходы, движение денежных средств, фонд оплаты труда и т.д. Если предприниматель работает в арендованном помещении, то лучше заранее заручиться поддержкой арендодателя и получить гарантийное письмо собственника, что он готов сотрудничать с покупателем.

Хорошо, когда на руках есть должностные инструкции, регламенты, технологические карты уникальных методик.

- Презентация бизнеса. Здесь действуют привычные маркетинговые приемы. Поэтому важно подготовить презентацию проекта, которая отражает перспективы бизнеса, раскрывает потенциальному покупателю выгоду, финансовые показатели и планы развития.

Важно: предпродажный этап любит тишину. Не стоит распространятся о планах раньше времени. Это может повысить нервозность в команде, среди контрагентов и увеличить активность конкурентов.

2. Поиск покупателей. Бизнес упакован и стал товаром. Поэтому необходимо определиться с целевой аудиторией, каналами продаж. Можно распространить информацию в профессиональных сообществах, рассказать об этом на бизнес-мероприятиях, специализированных площадках. При этом надо быть готовыми внятно объяснить причины продажи.

3. Когда потенциальный покупатель нашелся, начинается следующий этап – переговоры. Предприниматель должен быть готов к компромиссам, но и умело отстаивать свои интересы. Нередко покупатели хотят провести независимую проверку бизнеса, чтобы узнать о его реальном состоянии. Это нормально. Как и заблаговременная проверка потенциального покупателя, его репутации и возможностей. Все условия потенциальной купли-продажи, включая цену, сроки оплаты, процесс перехода прав собственности надо обсуждать заранее.

4. Сопровождение сделки. Консультация с юристами, бухгалтерами, брокерами по бизнесу – не обязательный, но крайне желательный элемент. Это поможет обеспечить юридическую и финансовую безопасность сделки.

У разных форм собственности есть свои особенности продажи. Так, переход прав на ООО можно оформить как реализацию собственниками всех долей в уставном капитале. Покупатель получает 100% уставного капитала. Сделка оформляется нотариально. Понадобятся учредительные документы и согласие всех учредителей, оформленное через собрание и протокол.

Если же бизнес в форме ИП, то продать предприятие целиком не получится. Сделку придется оформлять с помощью нескольких договоров по продаже активов, в том числе нематериальных.

После заключения договора, необходимо передать новому владельцу все документы, ключи от помещений, контакты клиентов и поставщиков. Хорошим тоном считается небольшой инструктаж нового владельца. При необходимости и возможности можно оказывать ему поддержку в течение переходного периода.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12138 публикаций
Сайт: мсп.рф/services/news/detail/prodazha-biznesa-chek-list-dlya-predprinimatelya-/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...