Большинство предпринимателей уверены, что в их сфере телемаркетинг использоваться не может. Более того, они не всегда знают, что должен уметь кандидат, а соискатель спешит придумать себе новую должность, повышая цену на рынке труда. В итоге к единому мнению так и не приходят.
По словам Юлии Хруленко, специалиста по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ», подобная путаница типична для новых направлений. Одни знают о телемаркетинге, но узкий взгляд на понятие мешает им найти достойное ему применение. Другие используют его постоянно, но даже не подозревают об этом, в результате страдает эффективность всей программы продвижения.
Рассуждая о результативности телефонного маркетинга, практики сходятся во мнении, что подход «…а давайте попробуем телемаркетинг» изначально обречён на неудачу. Определять необходимость использования данной технологии, ее долю в общей программе продвижения должны исключительно специалисты. «Стратегическая роль, безусловно, принадлежит руководителю направления, при этом должность его в зависимости от масштабов бизнеса может быть разной. В какой-то компании работает один-единственный маркетолог. В другой – существует целый отдел, – поясняет Юлия Хруленко. – Именно в последних, как правило, возникает необходимость в сотруднике, который специализируется на телемаркетинге».
Однако, по словам эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», таких «узких» кандидатов на рынке почти нет. «Это не совсем типично. Если анализировать общий поток соискателей, то, как правило, мы сталкиваемся именно со специалистами, занимающимися определенным направлением: наружная реклама, аналитика, PR. В то же время большинство маркетинговых вакансий, число которых в последнее время стремительно растет, – «широкоформатные». Работодателям нужны те, кто может и стратегию предложить, и со СМИ договориться, и, если надо, клиентов обзвонить. Но таких кандидатов почти нет», – поясняет Юлия Хруленко.
При этом эксперт замечает, что сам по себе телемаркетинг понимается очень однобоко. Из-за этого часто происходит подмена понятий «телемаркетолог» и «оператор центра обслуживания вызовов». Приходится объяснять различия данных позиций как работодателям, так и соискателям.
«Телемаркетолог – тактик, опытный практик, – считает Олег Волков, менеджер по маркетингу и коммуникациям компании Ruukki (производитель комплексных решений из металла для строительства и машиностроения). – Он определяет, на кого будет ориентирован проект? Что должно быть в обращении к клиенту? Но его функционал зависит от клиентской базы. Если в ней не более 100 позиций, то сам специалист может осуществлять и обзвон. Как правило, такой подход используют компании сектора B2B, и телемаркетолог работает в тесном контакте со службой продаж. Если же база насчитывает до 1000, то телекоммуникация с клиентами – дело оператора, который по большому счету выступает в роли робота».
Несмотря на очевидные перспективы отечественного рынка телемаркетинговых услуг, не надо упускать из виду и особенности российского общества, которые могут сильно помешать развитию. Опасность в том, что у нас другой менталитет. В отличие от европейца или американца русский человек, уже наученный горьким опытом различных афер со стороны отечественных предпринимателей, побаивается звонков от неизвестных продавцов. Неединичны случаи, когда человек не доверяет телефону, переживая, что с его счёта спишутся деньги за контакт.
Неприятно. Но подобные опасения характеры не только для телемаркетинга – это присуще всем сферам отечественной деятельности. Соответственно, всё в наших руках. И репутация в первую очередь.