Правительство одобрило проведение эксперимента по предоставлению услуг малому и среднему бизнесу на базе цифровой платформы МСП.
С 1 февраля 2022 года в России стартует эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, самозанятым и гражданам, которые только собираются начать своё дело, на базе цифровой платформы МСП. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Новая система позволит максимально упростить предпринимателям открытие, ведение и развитие бизнеса.
Участниками эксперимента станут Минцифры, Минэкономразвития, Центральный банк, Федеральная налоговая служба и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП). Другие федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации смогут присоединиться к нему в добровольном порядке.
В рамках эксперимента сервисы для МСП будут объединены в новой экосистеме на базе цифровой платформы, разработанной Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП. Она обеспечит адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса. Что важно – без личного присутствия предпринимателей. Госведомства – участники эксперимента будут сами обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Предполагается, что у каждого пользователя платформы будет свой цифровой профиль. В зависимости от стадии развития и потребностей предпринимателя ему будут предлагаться те или иные федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы, такие как «Старт бизнеса», «Налоговые услуги», «Получение кредита», «Конструктор документов» и «Законодательный бизнес-дайджест». Всего к 2024 году на цифровой платформе планируется реализовать более 20 различных сервисов, верифицированных бизнесом.
Работа экосистемы позволит решить распространённые проблемы, с которыми часто сталкиваются предприниматели. Это и недостаток информации о существующих мерах поддержки, и необходимость для их получения отдельно регистрироваться на разных ресурсах, и обязанность собирать новый пакет документов при каждом обращении.
Эксперимент реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он продлится до 1 февраля 2025 года, после чего полученный опыт будет проанализирован и масштабирован.
Текст документа:
Правительство Российской Федерации
Постановление от 21 декабря 2021 г. № 2371, Москва
О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства
В целях повышения качества и доступности предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с 1 февраля 2022 г. по 1 февраля 2025 г. эксперимент по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства (далее - Положение).
3. Министерству экономического развития Российской Федерации для проведения эксперимента:
а) совместно с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" сформировать межведомственную рабочую группу для координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента, предусмотрев в том числе участие представителей участников эксперимента, предусмотренных Положением;
б) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" обеспечить техническую поддержку проведения эксперимента и не позднее 1 апреля 2025 г. провести оценку результатов эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад и необходимые предложения;
в) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной налоговой службой с участием акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" обеспечить методологическую поддержку участников проведения эксперимента, включая:
формирование единой методологии (требований) информационного обмена между участниками эксперимента;
формирование единых требований к получению пользователем услуг, мер поддержки и сервисов, предоставляемых в целях развития малого и среднего предпринимательства, с использованием информационно-аналитической системы, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения.
4. Федеральной налоговой службе совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в срок до 1 июля 2022 г. обеспечить доступ акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" к сведениям, предусмотренным пунктами 9 - 13, 15 - 18 приложения к Положению (с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации ограничений доступа к конфиденциальной информации), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
5. Обмен сведениями, указанными в пунктах 3 - 8 приложения к Положению, в рамках проведения эксперимента осуществляется путем предоставления Федеральной налоговой службой, являющейся обладателем и (или) источником сведений, необходимых юридическому лицу и (или) физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю), сведений по его запросу в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", интегрированном с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
6. Рекомендовать участникам эксперимента, указанным в подпунктах "и" и "к" пункта 2 Положения, обеспечить готовность информационных систем, используемых такими участниками, к взаимодействию с информационно-аналитической системой, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения.
7. Проведение эксперимента соответствующими федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных для соответствующих федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 2371
Положение о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства (далее - эксперимент).
2. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
б) Министерство экономического развития Российской Федерации;
в) Федеральная налоговая служба;
г) акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" - на добровольной основе;
д) иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие намерение присоединиться к проведению эксперимента;
е) Центральный банк Российской Федерации - на добровольной основе;
ж) государственные внебюджетные фонды - на добровольной основе;
з) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - на добровольной основе;
и) институты развития, общероссийские некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - на добровольной основе;
к) кредитные организации, страховые организации, микрофинансовые организации, лизинговые компании и операторы финансовых платформ - на добровольной основе;
л) иные юридические лица, не указанные в подпунктах "и" и "к" настоящего пункта, и физические лица - на добровольной основе.
3. Для участия (прекращения участия) в эксперименте лица и органы, указанные в подпунктах "д" - "л" пункта 2 настоящего Положения, подают заявки в соответствии с методическими рекомендациями по подаче заявки на участие (прекращение участия) в эксперименте и прилагаемым к ней документам, которые разрабатываются акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
4. Участники эксперимента обеспечивают реализацию задач эксперимента, в том числе в соответствии с распределением, предусматривающим совместное взаимодействие:
а) в части реализации задач, предусмотренных подпунктами "а" (в том числе выполнения функций оператора информационной системы) и "б" пункта 6 настоящего Положения, - с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
б) в части реализации задач, предусмотренных подпунктом "а" пункта 6 настоящего Положения, - с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной налоговой службой;
в) в части реализации задач, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 6 настоящего Положения, - с Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) в части реализации задач, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 6 настоящего Положения, - с Центральным банком Российской Федерации (при условии участия в эксперименте).
5. Целью эксперимента является обеспечение качества и доступности предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства в объеме, определенном для эксперимента, за счет:
а) формирования и апробации с использованием информационно-аналитической системы, указанной в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, механизма предоставления пользователям такой информационно-аналитической системы - субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", иным физическим лицам, планирующим начать осуществление предпринимательской деятельности (далее - пользователи), услуг, мер поддержки и сервисов, используемых в процессе осуществления (развития) предпринимательской деятельности, обеспечивающего в том числе возможность получения их в режиме "одного окна";
б) формирования и апробации инструментов получения и обработки информации о пользователях из различных источников (государственных, негосударственных, от пользователей) в целях обеспечения информационного взаимодействия с пользователями по адресному подбору и дистанционному получению ими услуг, мер поддержки и сервисов, отвечающих их потребностям.
6. Задачами эксперимента являются:
а) проектирование, разработка и ввод в опытную эксплуатацию информационно-аналитической системы, предоставляющей пользователям следующие функциональные возможности:
формирование профиля пользователя на основании сведений, полученных по инициативе или с согласия пользователя;
получение пользователем доступа к документам и сведениям, необходимым для предоставления услуг, мер поддержки и сервисов, имеющимся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, иных организаций, а также содержащимся в инфраструктуре цифрового профиля, создаваемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах", в том числе посредством:
автоматизированного предоставления в инфраструктуру профиля пользователя в информационно-аналитической системе с согласия пользователя, выраженного в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
видов сведений единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
иных способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
направление с согласия пользователя (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации) полученных в результате запросов сведений о нем в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и организации, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, для предоставления пользователю соответствующих услуг, мер поддержки и сервисов;
обработка полученных сведений о пользователе с целью адресного подбора услуг, мер поддержки и сервисов, удовлетворяющих актуальные потребности пользователя, а также формирования инструментов проактивного подбора услуг, мер поддержки и сервисов;
автоматизированное заполнение заявлений пользователей, в том числе на основании комплексного запроса, о предоставлении государственных и муниципальных услуг, мер поддержки и сервисов, а также услуг, мер поддержки и сервисов, предоставляемых институтами развития, организациями, оказывающими поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках единого процесса управления данными информационно-аналитической системы;
предоставление пользователям набора инструментов для адресного подбора и получения (в том числе дистанционно) услуг, мер поддержки и сервисов, используемых в процессе осуществления (развития) предпринимательской деятельности;
передача с согласия пользователя, выраженного в единой системе идентификации и аутентификации, сведений о ходе и результатах предоставления государственных или муниципальных услуг из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в информационно-аналитическую систему;
автоматизированное обновление и поддержание актуальности сведений о пользователе, содержащихся в информационно-аналитической системе, с использованием государственных информационных систем, задействованных в эксперименте;
б) разработка приоритетных сервисов, предусмотренных федеральным проектом "Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами", в том числе "Старт бизнеса", "Законодательный бизнес-дайджест", "Проактивный подбор и получение образования и консультаций онлайн", "Получение кредита, субсидий и иных мер финансовой поддержки" и "Налоговые услуги", а также иных услуг, мер поддержки и сервисов;
в) определение необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации для развития и внедрения функциональных возможностей информационно-аналитической системы, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
7. В рамках проведения эксперимента организуется обмен сведениями, необходимыми для предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства, по перечню согласно приложению (далее - перечень) путем предоставления сведений в инфраструктуру профиля пользователя в информационно-аналитической системе, указанной в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, и в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", интегрированный с единой системой идентификации и аутентификации.
8. Требования к организационным и техническим мерам защиты информации, реализуемым системами защиты информации в информационно-аналитической системе, указанной в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, в процессе проведения эксперимента должны соответствовать требованиям законодательства по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, а также по защите информации, содержащейся в таких информационных системах.
9. Для проведения эксперимента его участники, являющиеся обладателями и (или) источниками сведений, предусмотренных перечнем, осуществляют подготовку к организации информационно-технологического взаимодействия с информационно-аналитической системой, указанной в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, и с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", интегрированным с единой системой идентификации и аутентификации, по обмену сведениями, предусмотренными перечнем, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и с использованием открытых данных.
10. Предоставление сведений, указанных в пунктах 3 - 8 перечня, осуществляется обладателем и (или) источником сведений, необходимых юридическому и (или) физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю), по его запросу в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", интегрированном с единой системой идентификации и аутентификации.
11. Сведения, указанные в пункте 9 настоящего Положения, предоставляются с согласия пользователя, выраженного в единой системе идентификации и аутентификации, в информационно-аналитическую систему, указанную в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с подпунктом "л" пункта 5 требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Приложение к Положению о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства
Перечень сведений, обмен которыми организуется в рамках проведения эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства
Сведения* | Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся обладателями и (или) источником сведений |
1. Сведения, имеющиеся в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о юридическом лице (в полном объеме), физическом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документов, удостоверяющих личность, место рождения, адрес электронной почты, страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, данные о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) | Минцифры России |
2. Сведения о среднесписочной численности работников организаций за предшествующий календарный год | ФНС России |
3. Сведения о наличии счетов организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках | ФНС России |
4. Сведения из налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения | ФНС России |
5. Сведения из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость | ФНС России |
6. Сведения из налоговой декларации по налогу на прибыль организаций | ФНС России |
7. Сведения из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (при наличии технической возможности) | ФНС России |
8. Сведения о доходах физического лица и о выплатах страховых взносов, произведенных в пользу физического лица | ФНС России |
9. Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки | ФНС России |
10. Сведения об участии физического лица в юридических лицах в качестве руководителя, учредителя (участника) | ФНС России |
11. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов | ФНС России |
12. Информация из реестра дисквалифицированных лиц | ФНС России |
13. Сведения о наличии действующих решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика | ФНС России |
14. Сведения о сумме фактически уплаченных юридическим лицом налогов | ФНС России |
15. Сведения о бухгалтерской отчетности из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности по идентификационному номеру налогоплательщика в электронной форме | ФНС России |
16. Открытые сведения из Единого государственного реестра юридических лиц по запросам органов государственной власти и организаций, зарегистрированных в единой системе межведомственного электронного взаимодействия | ФНС России |
17. Открытые сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по запросам органов государственной власти и организаций, зарегистрированных в единой системе межведомственного электронного взаимодействия | ФНС России |
18. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в электронной форме | ФНС России |
*Предоставление сведений, указанных в пунктах 3 - 8 настоящего перечня, осуществляется обладателем и (или) источником сведений, необходимых юридическому и (или) физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю), по его запросу в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", интегрированном с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".