В мире на сегодняшний день (по данным ICF) работают более 30’000 коучей, в России из них заняты примерно одна-две тысячи. Общий объем рынка составляет около 1,5 млрд. долларов. Разумеется, большая часть денег тратится на коучинг в США и Европе. Однако разнятся не только цены и объемы, но и отношение к коучингу клиентов в России и на Западе. В целом наши соотечественники меньше доверяют коучам.
Коучинг, взаимодействие, направленное на результат — довольно распространенный инструмент как в бизнесе, так и в сфере индивидуального консультирования. По разным данным из 500 самых успешных компаний в рейтинге Fortune около 94% используют коучинг в своей работе.
Есть очень распространенное мнение, что коучинг для России — бесполезное и малоизвестное новшество, которое не соответствует русскому «менталитету» и «русской душе». В причинах недоверия к коучингу разбиралась Александра Притворова – практикующий коуч и психотерапевт жизненных перемен.
Во-первых, недоверие можно объяснить неразвитостью рынка. Первые программы обучения коучей появились в России только в 1998 году, и за пятнадцать лет количество выучившихся и активно работающих коучей в России достигло нескольких тысяч. За это время российские клиенты в меньшей степени привыкли к услуге, чем в западных странах. Однако заметен существенный рост рынка. По данным Talent Equity Newsletter, рынок коучинга (как и многих подобных услуг) в России пока не такой большой, как на Западе, но растет существенно быстрее. Например, почти три четверти опрошенных руководителей, не использующих коучинг сейчас, допускают его использование в будущем. Более того, с конца 2008 года директора больших компаний часто ставят своим HR-службам задачу и руководителям подразделений задачу «быть коучами для своих подчинённых».
О росте рынка говорит и количество запросов со словом «коучинг» в Яндексе в январе 2011 года было 22265, в январе 2012 — 26042, в январе 2013 — уже 33424.
Во-вторых, недоверие объясняется особенностями менталитета. В России принято одновременно с восторгом и недоверием относится ко всему, что приходит «с Запада». Так и коучинг до сих пор вызывает осторожное любопытство, смешанное с осторожностью.
Однако по поводу национального характера и коучинга есть хорошие аргументы из соционики, психологической теории, основанной на работах Карла Густава Юнга. Из шестнадцати типов можно выделить четыре подгруппы — NF, NT, SF, ST — из которых по статистике первая подгруппа, интуитивные этики, «гармонизаторы», являются как лучшими коучами, так и самыми благодарными клиентами для коучей — а в России процент «гармонизаторов» достигает 50%! Поэтому рынок для коучинговых услуг в России потенциально очень велик, вопрос только в его дальнейшем плодотворном развитии.
В-третьих, российские и западные исследователи используют разные подходы к измерению результатов. В США задавался вопрос с точки зрения ROI. При этом 98.5% клиентов коучинга отметили, что их инвестиции в коучинг стоили вложений. В России вопрос задавался о соответствии ожиданиям. Так, российские респонденты из бизнеса в 65% случаев ответили, что результаты коучинга соответствуют их ожиданиям, и в 4% — что результаты превзошли их ожидания.
Коуч Александра Притворова так комментирует тенденции развития рынка России: «Рост интереса к коучингу, несомненно, чувствуется. Можно заметить и рост научных публикаций о коучинге, и появления многих новых школ коучинга в России. Конечно, на данный момент есть немало людей, которые называют себя «коучами», не имея соответствующих сертификатов, не пройдя профессионального обучения — но найти качественного и профессионального коуча в России уже сейчас достаточно легко, главное — обращать внимание на его образование, дипломы, качество и содержание отзывов клиентов. И на свои собственные ощущения при общении, конечно. Нет универсального коучинга, как нет и одной психотерапии для всех клиентов. Но и коучинг, и психотерапия могут очень помочь тем, кто хочет изменений в своей жизни».