Интернет-медицина не видит пользователя, а пользователь не видит Интернет-медицины - к такому выводу пришли специалисты профильного медицинского Интернет - агентства Med Craft (http://www.medcraft.ru), проводившие свои исследования в медицинском Рунете и подготовившие материал, который дает представление о типовых ошибках медицинских ресурсов и дает ответ на три самых актуальных вопроса: что хочет от медицинских сайтов пользователь Сети, почему медицинские сайты не «работают», и какими они должны быть, чтобы посетитель захотел ими воспользоваться.
Эксперты Med Craft выяснили, что более 80% аудитории медицинского Рунета ищет в нем справочную информацию. И только 20% готово обратиться за помощью (обычно на основе полученных рекомендаций ). 80% - предпочитают обращение к платной медицине (люди старшего возраста ищут ресурсы государственных медучреждений). Более 70% - по разным причинам не доверяют информации в Сети, а также не имеют представления о том, какие бренды существуют в медицинской отрасли и среди ресурсов медицинского Рунета.
Системы рейтингов в медицинском Рунете относительны, так как строятся достаточно упрощенно. Системы независимого тестирования (ресурсов, продукции ) не замечено (есть редкие перепечатки тех или иных обзоров из общетематических ресурсов ). В результате подобного положения дел - пользователь в медицинском Рунете чувствует себя часто обманутым, никому не нужным со своими вопросами и проблемами, при большом объеме размещенной информации испытывает в ней большую потребность. Он также не расположен идти на тесный контакт с неизвестными специалистами, и просто не способен принять решение, к кому следует обратиться.
В современных условиях медицинский сайт должен быть сверх – технологичным, считают специалисты Med Craft. И в первую очередь, по таким основным позициям, как: 1.коммуникации, 2.графический дизайн, 3.программное обеспечение, 4.информационное содержание, 5.удобства для пользователя. В процессе анализа более 100 медицинских ресурсов, взятых из каталога Яндекса, а также на основе практики работы с различными сайтами по их оптимизации, экспертами Med Craft выделены ключевые ошибки по вышеназванным пяти позициям.
1. Коммуникации.
На большинстве медсайтов их нет, часто они «скрыты», сужены, обезличены.
В Интернет-медицине коммуникации выстроены также как и в жизни, то есть почти отсутствуют, а если и присутствуют, то ориентированы только на узкие коммерческие задачи и достаточно откровенно. Поэтому, попадая на большинство медсайтов, пользователь бывает также одинок, как и, открыв дверь, к примеру, местной поликлиники: информации недостаточно и людей нет, чтобы ответить на вопросы, или ждать нужно в очереди этих ответов. Вот на платные услуги можно «попасть» сразу: и оперативная консультация предусмотрена, и запись на прием ведется - это все как раз представлено на сайтах частных медицинских учреждений.
Рекомендации – на общем фоне легко могут выиграть те, кто позаботится о том, чтобы сайт был «жилым», контакты находились всюду и были на видном месте, информация об авторах (хозяевах) также, сайт быстро реагировал на обращения, и пользователь (пациент) знал к кому обратиться. Иногда полезно открыть специалистам сайта личные форумы, дневники (блоги) для неформального общения.
2. Графический дизайн.
В своей массе - однотипный и бедный, или сложный, отвлекающий от содержания.
Вид большинства отечественных медицинских сайтов – почти архаические решения, выполненные в сходных сине-голубых тонах, почти не отличающиеся друг от друга и поэтому не запоминающиеся. Преобладают - устаревшие, нечитабельные шрифты, неумело заимствованные из иностранных фотобанков иллюстрации, на которых вместо отечественных можно увидеть американских врачей в униформе. Плюс плохая организация текстовых блоков - глаз не может найти то, что нужно. Есть такое полезное научное направление как видеоэкология, которое доказывает, что неграмотно выстроенная визуальная среда, в частности, на экране монитора (цветовая «рябящая» гамма, монотонное оформление без выраженных элементов, «плохие» прямые и мелкие шрифты и т.п.) - ведет к серьезным патологиям зрения, способствует утомлению глаз, близорукости, вызывает проявление «компьютерного зрительного синдрома».
Рекомендация - при разработке сайтов делать ставку на создание индивидуальных дизайн-решений с выраженными изобразительными элементами (акцентами), созданными с учетом психологии восприятия, в частности, цветов, а также - задач ресурса, образа бренда компании. При этом важно не перегружать сайт, переводить текст в иллюстрации. И они не должны быть заимствованными ,откровенными, пугающими, отвлеченными, чтобы не затруднять восприятие. Для продвижения клиники или методики лечения лучше организовать фотосессию и корректную, с учетом того, что на профессиональные сайты заходят просто посетители и даже дети…
3.Программное обеспечение.
В медицинском Рунете изобилуют сайты простые по своим функциям и сервисам, которые уместны для частных специалистов и маленьких компаний. На смену должны прийти более сложные сервисы. Решение этих задач возможно, благодаря применению технологий web 2.0. при создании медресурсов.
Рекомендации – применение этих технологий позволит медицинскому Рунету сделать шаг вперед. Это создание основы для нового уровня коммуникаций с посетителями. Обеспечение работы будущих он-лайн-клиник, способных выполнять функцию кибер-доктора, диагностирующего и лечащего на расстоянии. Создание сайтов, которые позволят сократить затраты времени лечебных учреждений на многие процессы, включая запись пациентов, ведение документооборота, процесс амбулаторного лечения больных.
4. Информационное содержание.
На медсайтах Рунета новости и тексты редко обновляются, не редактируются, специально не готовятся, не фильтруются под аудиторию, не работают на конкретные задачи.
Ошибка эта подкрепляется сегодня подключаемыми потоками новостей с различных тематических лент, что позволяет, не заниматься ведением сайтов. К информационным ошибкам сайтов можно также отнести – перегруженность страниц непрофильными и слишком большими текстами, цитирование информации без указаний источников , использование в текстах сленга или сложного академического стиля изложения, терминологии без пояснений и ссылок на словари. Довольно часто попадаются - грамматические ошибки, повторы контента, несоответствие тем.
Рекомендации - информация на сайтах новостного характера должна быть связана с темой ресурса, и подкреплять его. При этом пользователь должен иметь возможность оставлять свои комментарии и сообщения. Кроме этого, необходимо знать, что информационное содержание сайта – важный стратегический момент работы любой компании, поэтому оно должно готовиться и направляться специалистами (PR-технологами, пресс-секретарями).
5. Usability - удобство сайтов.
Большей частью в медицинском Рунете создаваемые для пользователей удобства либо очень ограниченные, либо наоборот чрезмерные. Функции большинства ресурсов требуют коррекции: для заказа продукции нужно иногда очень «постараться», а чтобы разместить информацию – пройти сложную регистрацию.
Рекомендации - для того, чтобы понять, насколько удобен сайт для пользователя, и скорректировать его, достаточно провести простой аудит, как это делают сегодня руководители обычных магазинов, направляя для проверки работы своих
менеджеров «подставных покупателей». Зашел, пообщался и все сразу увидел. По набору сервисов, полезно включать в структуру сайтов такие разделы как - “Вакансии”, «Опросы»... Но при этом помнить - универсальных решений в веб-сфере не существует, для каждой задачи должно быть найдено конкретное решение.
Главный вывод из проведенного анализа - медицина и в Сети должна соответствовать своему назначению, совершенствовать свои формы работы, чтобы служить людям, следуя своему главному принципу и заповеди: не навреди…