18 апреля в эфир радиостанции «Финам FM» вышла очередная передача «Маркетинговая среда», но на этот раз тема для обсуждения звучала несколько необычно для радиослушателей: «IRO при IPO». На вопросы популярной радиоведущей Натальи Самойловой о том, как правильно и наиболее эффективно выстроить работу с инвесторами отвечал Станислав Мартюшев, генеральный директор ЗАО «Интерфакс бизнес Сервис», ведущей компании в сфере IR-услуг в России и СНГ.
На обсуждение перед широкой аудиторией «Финам FM» были вынесены многие спорные вопросы, касающиеся investor relations в России, начиная от функционала IR-отдела, оценок эффективности его работы и оканчивая разграничением «зон ответственности» IRO и инвест-банков.
Так, по мнению Станислава, высший уровень мастерства и наилучший показатель профессионализма IRO можно отметить только в той компании, у инвесторов которой не возникает насущной необходимости общаться лично с генеральным или финансовым директором, поскольку их устраивают и они полностью доверяют ответам IRO:
- Безусловно, это достижимо далеко не сразу. Даже полугода непрерывной работы в компании будет недостаточно. Ведь для достойного ответа на вопросы инвест-сообщества необходимо мастерски разбираться в операционных и финансовых реалиях компании, в маркетинговых нюансах профильного рынка компании. И в какой-то момент у специалиста действительно накапливаются компетенции, которые позволяют ему иметь убедительные ответы на очень широкий круг вопросов, хотя возможно и не на все, которые будут вполне удовлетворять требованиям инвестиционного сообщества. Правда, для того, чтобы «дорасти» до этой «ступени познания», необходимо постоянно и системно прорабатывать вопросы, которые задаются топ-менджменту в ходе личных встреч, конференций, road show, приходят через IR-раздел сайта. И прорабатывать их не в одиночку, а совместно с топ-менеджментом и с линейными менеджерами, с тем, чтобы ответы были краткими, но, в то же время, убедительными.
Оживление среди участников беседы вызвала тема взаимности и расхождения интересов эмитентов и инвест-банков на этапе подготовки и выхода на IPO: стоит ли целиком и полностью полагаться на услуги, предоставляемые инвест-банками или же параллельно растить своих специалистов по IR, пользоваться наработками аутсорсеров.
- Эмитентам надо понимать, что в какой-то момент инвест-банк отойдет в сторону, поскольку работа с компанией станет ему элементарно неинтересна. И ему будет не важно, случилась или не случилась сделка, - прокомментировал вопросы ведущей Станислав Мартюшев. – А компания останется один на один либо с какой-то историей случившихся «предсделочных» коммуникаций, либо со сформированной базой инвесторов, и ей что-то дальше с этим всем нужно будет делать. Наша общая рекомендация состоит в том, чтобы работа по воспитанию внутреннего персонала начиналась с момента принятия серьезного решения в обозримом будущем идти на рынок. Для того, чтобы к моменту выхода внутри компании были компетенции, присутствовала альтернативная точка зрения по всем важным, стратегическим вопросам: размещаться только в Россию, или получать и западный листинг? Предлагать инвесторам бумаги российского юрлица или, иностранной холдинговой компании и т.п.? Очевидно, что в составе внутренней команды должен быть компетентный IR-персонал, это позволит отстаивать интересы именно эмитента и предоставлять «топам» картину, не искаженную чужими интересами.
Особо было отмечено, что поскольку компания выходит на рынок лишь однажды, то к позиционированию и созданию инвесторской базы надо подходить с особенной тщательностью, ведь с этими наработками компании предстоит жить еще долгое время. И если на ранней стадии публичности, при запуске IR-работы, возможно обойтись привлечением аутсорсеров, то в дальнейшем внешний IR должен уступать место внутренней IR-команде. При этом IR-агентство будет целесообразно задействовать для решения отдельных задач - наиболее трудоемких либо требующих особой методологии, либо доступа к инвесторским базам данных.
В завершение передачи Станислав Мартюшев раскрыл радиослушателям секрет развития инвестиционных брендов на финансовых рынках:
- Когда IR-служба действительно принимает участие в решении стратегических вопросов, доносит до первых лиц эмитента реальные мнения инвесторов, а не превращается в технических составителей «ежеквартальников», как это часто бывает, именно тогда компания сможет привлекать деньги в тот момент, когда они требуются по бизнесу. Потому что только благодаря активному взаимодействию с инвесторами можно узнать как сегодня надо продавать бизнес и, соответственно, каким бизнес должен быть, чтобы он хорошо продавался.
Интерфакс Бизнес Сервис (ИБС) - ведущая российская консалтинговая компания в области отношений с инвесторами (Investor Relations- IR), специализируется на оказании технологических сервисов для связей с инвесторами, подготовке содержания для коммуникаций с инвесторами и оказании консалтинговых услуг в области построения отношений с инвесторами. В течение 2005-2011 годов компания осуществляла консультирование и предоставление IR-сервисов более чем 60 клиентам в России, Украине, Казахстане из более чем 10 отраслей. ИБС является дочерней компанией Международной информационной Группы «Интерфакс» и обладает уникальными возможностями по оказанию услуг в области IR: ресурсами ведущего российского информационного агентства, тесной связью с российскими и международными институциональными и частными инвесторами, опытом работы с эмитентами и инвесторами в разных областях (раскрытие информации, рейтинги, кредитные риски, аналитика) и разных странах СНГ.