В последние годы на рынке складской недвижимости Казахстана наблюдается значительное увеличение интереса со стороны торговых сетей, дистрибьюторов и производственных предприятий на качественные логистические площади. Игроки данного рынка считают, что сложившаяся ситуация обусловлена некоторым экономическим ростом, повышением инвестиционной привлекательности Казахстана для иностранных предприятий и развитием средних, а также крупных торговых компаний в республике.
Так, по мнению специалистов компании Scot Holland, сегодня в Казахстане наблюдается высокая потребность в современных складах, логистические площадки классов А и В уже заполнены на 90%.
На первый взгляд ситуация идеальна, экономика растет, инвестиции поступают, рынок складских площадей активизируется. К сожалению, в большинстве случаев присутствует одно неприятное «но». В сложившейся ситуации этим самым «но» может стать высокий спрос и нехватка в Казахстане качественных логистических площадок.
Сегодня крупные торговые и производственные компании, приходящие на казахстанский рынок проявляют больший интерес к высококачественным складским помещениям класса А и В, в силу относительно низких затрат на хранение продукции и использования современных логистических технологий, в сравнение с комплексами классов С и D, считают эксперты рынка складской недвижимости в Казахстане.
«Динамика рынка такова, больше всего востребованы современные склады. Связано это с тем, что они высокорентабельны. Что касается логистических центров классов С и D, в основном, спрос на них наблюдается со стороны небольших компаний, поскольку стоимость аренды таких площадей ниже, в сравнение с современными комплексами», - говорит Дмитрий Блинов, технический директор компании LogistiX, поставщика автоматизированных систем управления складом (WMS).
Таким образом, в результате нарастающего в республике спроса на качественные складские площади в ближайшее время может сложиться ситуация, когда все объекты А и В классов будут полностью загружены, а новые площадки еще не построены. К примеру, в Казахстане на сегодняшний день завершается строительство только одного современного и крупного логистического центра площадью более 30 тыс. м2.
«Если это произойдет, возникнет дефицит качественных складских площадей, что приведет к повышению уровня цен на их аренду и заставит компании задуматься о возведении новых или модернизации уже имеющихся собственных логистических площадок. Вопрос в том, что в современных условиях рынка будет более выгодным для компаний», - считает Дмитрий Блинов (LogistiX).
Себестоимость возведения своего логистического комплекса класса А в Казахстане, по оценкам игроков рынка, составляет в среднем $ 700-800 за один кв.м. Если учитывать то, что стоимость земли под застройку в республике достаточно высока и составляет в среднем около 50% от цены одного кв. м. стоящегося объекта, возведение собственных складских комплексов не всегда лучший вариант.
В подобной ситуации решением может стать модернизация уже существующих складов путем увеличения их пропускной способности, сокращения издержек на выполнение складских операций и общей производительности работ логистических комплексов.
Если говорить об особенностях западного и российского бизнеса, то там уже ни для кого не секрет, что одним из наиболее эффективных инструментов решения вышеуказанных задач являются системы управления складом - WMS (англ. Warehouse Management System).
По сути, основная функция WMS систем, заключается в автоматизации складских бизнес-процессов, что приводит к увеличению общей производительности работы небольшого склада или крупного логистического центра (более 15 тыс. кв. м.).
Иными словами, внедрение WMS-систем позволяет оптимально использовать складские площади, сократить затраты на хранение, повысить производительность труда и точность учёта. Кроме того, система минимизирует влияние человеческого фактора и своевременно информирует управляющий складской персонал о возникших проблемах.
Если говорить о Казахстане, то на сегодняшний день одним из примеров использования таких решений является ТОО «Аманат», дистрибьютор фармпродукции. В 2009 году компания завершила автоматизацию своего складского комплекса площадью около 4,5 тыс. кв.м. в городе Караганда. Проект реализован на основе российского решения - LEAD WMS. В результате внедрения системы управления пропускная способность склада увеличилась на 50%, уровень обслуживания клиентов вырос до 99%.
В нынешних условиях рынка логистике необходим новый и современный подход в развитии отрасли. В противном случае, в скором времени мы сможем стать свидетелями серьезного дефицита складских площадей в Казахстане и как следствие, очевидцами увеличения стоимости услуг и продукции компаний, активно пользующихся услугами логистических центров. Будем надеяться, что этого не произойдет.